Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – это сфера народного хозяйства и государственного управления, которая регламентируется нормативно-правовыми актами разных отраслей права – жилищного, административного, гражданского, финансового и др.
Эффективность функционирования в значительной мере зависит от деятельности субъектов и методов регулирования и управления, особенно в условиях ее реформирования.
Управление сферой ЖКХ в России возложено на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Основными задачами подразделения в этой сфере является формирование и обеспечение реализации государственной политики в части ускорения реформирования отрасли ЖКХ без допущения роста тарифов. Стоит отметить, что это важная часть стратегической программы развития Российской Федерации, направленная на повышение качества жизни населения, обеспечение его комфортным и качественным жильем.
Отношение к жилищной отрасли всегда было потребительским. Финансирование осуществлялось по остаточному принципу, долги накапливались. И несмотря на то, что жилищно-коммунальный комплекс является одним из крупнейших секторов экономики Российской Федерации, социальное жилье является самой негосударственной отраслью экономики.
Но все же можно сказать, что на нынешнем этапе в секторе жилищно-коммунального хозяйства произошел поворотный момент в административных методах управления рыночными механизмами. В целях обеспечения социальной защиты были введены субсидии на жилищно-коммунальные услуги для оказания помощи малоимущим. Радикально изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Эти отношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации , Жилищного кодекса Российской Федерации , других правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся в сфере реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
В качестве предмета исследования определены особенности реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах.
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов проанализировать и определить сущность, особенности реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах и направления развития.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие жилищно-коммунального хозяйства.
2. Изучить современное состояние жилищно-коммунального хозяйства в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах.
3. Раскрыть порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам.
4. Проанализировать цивилистические средства и правовые последствия нарушения прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
5. Выявить основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах.
6. Проанализировать тенденции реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах
В процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы познания.
В качестве теоретической основы исследования определены статьи, монографии, другие научные труды разнообразных ученых по вопросам, которые являются предметом данного исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления по вопросам реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
На основании цели, задач и при учете особенностей темы исследование содержит введение, три главы, подразделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
В качестве довольно значимой категории народного хозяйства принято определять ЖКХ. Роль данной категории в вопросах жизнедеятельности каждой личности и всего социума довольно большая как минимум в городской среде, недооценить ее сложно. Можно говорить о том, что уровень развития ЖКХ — это основополагающий показатель в оценке уровня жизнедеятельности граждан страны.
Данная черта состоит в том, что в череде основополагающих направлений функционирования государственных органов проблемы ЖКХ вовсе времена были на ведущем месте. Такое положение вещей довольно хорошо определяет не так давно используемая практика периодического общения государственных органов различных уровней с гражданами страны. Во время данного общения проблематике ЖКХ чаще всего отводят главенствующее место в череде всевозможных вопросов, задаваемых гражданами. В рамках регионального уровня вопросам ЖКХ также отводят определяющее значение.
Трудности правового регулирования отрасли ЖКХ состоят в не очень хорошем состоянии инфраструктуры ЖКХ. На основании информации Росстата, на данный момент времени уровень износ в исследуемой сфере по России находится на уровне 58%, при этом в отдельных областях данный показатель значительно больше так в Калининградской области замене подлежит не менее 82% инфраструктуры ЖКХ, в Карачаево-Черкесской Республике и Псковской области – 69%, Республике Тыва – 67%.
На основании информации Минстроя РФ, в России каждый год подлежит замене долее пяти процентов труб у которых огромный процент износа при этом реальный процент замены находится на уровне двух процентов.
Большое значение отрасли ЖКХ указывает на повышенную значимость разрешения имеющихся задач, при учете того что ЖКХ довольно большая сфера, с которой все люди, которые проживают в больших населенных пунктах сталкиваются изо дня в день.
И как результат стоит обозначить то, что определяющая черта ЖКХ - это общедоступность предоставляемых для пользователей услуг которые невозможно ни на что поменять так как они необходимы для нормальной жизнедеятельности. Другими словами, все предоставляемые услуги ЖКХ непременно должны быть общедоступны каждому пользователю по мере надобности. И именно объем, а также общедоступность данных услуг - это значимый показатель уровня предоставления данных услуг. Такое положение вещей дает возможность определять услуги ЖКХ в качестве общественного блага.
Представляя отрасль ЖКХ с позиции назначения, чаще всего выделяют три категории услуг при этом у всех эти категорий существуют особенности оплаты за предоставляемые услуги ЖКХ.
В череде первой категории принято выделять услуги в области городского хозяйства. Специфика данных услуг состоит в том, что получение данных услуг будет обезличено, их применяют все и те, кто проживает в определенной местности и гости данной местности. Так, например, общественная, обезличенная роль присуща дорогам, а также тротуарам и так далее. Данная специфика рассматриваемой категории состоит в том, что материальное обеспечение происходит только из средств местного бюджета. И данный факт является определяющим правилом, но несмотря на это существует особенность, состоящая в том, что порой происходят ситуации исходя из которых некоторые городские услуги будут доступны на платной основе для ведения предпринимательской деятельности. В данном случае нужно сказать о том, что предоставление коммунальных услуг в области городского хозяйства с взиманием определенной стоимости будет иметь определенную выгоды, а также некоторые негативные аспекты. Так как предоставление оплаты за некоторые общественные блага происходит в результате ограничения доступности, а это способствует отчужденности граждан от данных благ что способствует понижению уровня жизнедеятельности.
В череде второй категории отрасли ЖКХ на основании назначения принято выделять жилищные услуги, которые являются индивидуализированными на основании каждого конкретного жилого дома и которые предоставляются пользователям жилых помещений, то есть обладают коллективным характером.
И в третьей категории отрасли ЖКХ на основании назначения выделяют коммунальные услуги. У которых индивидуализированная направленность. В череде коммунальных услуг принято выделять водоснабжение, а также водоотведение и иные услуги необходимые для проживания в многоквартирном доме.
На основании проведенного исследования приходим к выводам о том, что характерные черты правового урегулирования в области ЖКХ определяются направленностью имеющихся проблем, а также определенной трансформаций, в направлении производства передачу организаций ЖКХ в частные руки с последующим перераспределением хозяйственно-управленческих функций, а также определением объектов и рациональных методов управления многоквартирными домами. Сущность решения проблем в области ЖКХ заключается в оптимизации присутствия государства в этой сфере, а также в воспроизведении его нынешнего состояния как системы, которая может и должна охватывать как существующий жилищный фонд, так и то, что еще находится на этапе строительства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.02.2024) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 140
6. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.11.2023) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" // "Собрание законодательства РФ", 30.05.2011, N 22, ст. 3168.
7. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" // "Собрание законодательства РФ", 21.08.2006, N 34, ст. 3680.
8. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // «Российская газета», N 156 от 11.07.2012г.
9. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2019 г. по делу № А53-25396/2019 от 26.02.2019 г. по делу № А53-25396/2019.
10. Постановление президиума Новосибирского областного суда от 14.03.2022 № 4-Г-15.
11. Постановление президиума Новосибирского областного суда от 05.07.2023 по делу № 44-Г-54.
12. Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти № 2-1422/2020 от 29 мая 2020 года.
13. Решение Ленинского районный суда г. Кирова от 3 июня 2019 г. по делу № 2-1609/2019.
14. Амагыров А.В., Цыремпилова Е.Б. Особенности публично-правовой защиты (охраны) личных нематериальных благ // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 3
15. Беляева Т.А. Договор найма жилого помещения по праву Российской Федерации // Современный юрист. 2020 № 2 (31). С. 81.
16. Валиев Ш.З., Седаков Д.А., Зайнашева З.Г. Государственное регулирование реформированием сферы услуг: региональные аспекты роста тарифов и задолженности населения за ЖКУ // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. № 3 (25). С. 41-49.
17. Жилищно-коммунальное хозяйство и качество жизни в XXI веке: экономические модели, новые технологии и практики управления: коллектив. моногр. // Я.П., Силин; Л.С., Азаренков; и др.; под ред. Я.П., Силина. Москва. Екатеринбург: Издательский центр «Науковедение». 2021. 600 c.
18. Загуляев Д.Г. Методика анализа экономического понятия «импульс», применяемого в рамках ситуационно-импульсного метода управления неравновесными экономическими системами // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2019. № 3. С. 106-112.
19. Илюхин А.А., Илюхина С.В. Жилищно-коммунальное хозяйство региона: динамика, тенденции, проблемы // Human Progress. 2021. Том 7, Вып. 3. С. 6.
20. Костина О.В., Костин А.А. Экономико-правовой анализ содержания понятия «услуга» в условиях конвергенции // Современный юрист. 2020. № 1(30). С. 38.
21. Казанбиева, А. Х. Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России: анализ и оценка результативности // Вестник университета. 2019. № 9. С. 82.
22. Киреева, Е. Ю. Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в системе публичной власти // Конституционное и муниципальное право, 2022. - № 3. - С. 62.
23. Козловская О.В., Акерман Е.Н. Особенности синергетического подхода в управлении пространственным развитием региона. Томск: Изд-во Том. политехнического университета, 2021. С. 203-213.
24. Круглов В.Н. Проблемы финансирования инновационного развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Финансовая экономика. 2019. №8. С.201-203.
25. Круглов В.Н. Инструменты государственного регулирования инновационного развития региона. // Финансовая экономика. 2019. №1. С.489-491.
26. Круглов В.Н., Тютин Д.В. Качество жизни как императив современного экономического развития. Modern Economy Success. №2. 2020. С. 145-151.
27. Ларин, С.Н. Жилищно-коммунальные услуги и их экономическая сущность // European Social Science Journal. 2021. № 4. С. 17-24.
28. Мухаметгалиева С.Х. Актуальные вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг // Научный журнал NovaUm.Ru. 2020. № 24. С. 53.
29. Пархомчук Е.В. Бремя доказывания по делам о защите прав потребителей // Инновационные тенденции развития российской науки. – Красноярск. 2022. – С. 531.
30. Романенко, Н.Г. Проблемы реализации органами местного самоуправления имущественно-земельных полномочий и способы их решения // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. 2022. № 1. С. 393-399.
31. Скорых Н.Н. Современные тенденции регионального развития и региональной политики РФ // Вестник СибГУТИ, 2021. № 1. С. 318-325.
32. Семерентьева, М.А. Роль прокурорского надзора в обеспечении законности управления публичной собственностью: практика Ростовской области // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. 2020. № 1. С. 413-418.
33. Стародубская И.В. Реформа ЖКХ: в поисках новых подходов // Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. (глава 23). М.: Дело, 2021. С. 172-177.
34. Фурщик М.А. Эффективность применения инструментов регионального развития // Труды ИСА РАН. 2020. № 40. С. 421-426.
35. Чижик В.П. Анализ проблем управления финансами в организациях жилищно-коммунального хозяйства // Экономика, менеджмент и сервис: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 2020. С. 212.